Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Лекция кандидата культурологии Светланы Еремеевой
Процесс формирования коллективной памяти в России посредством установки памятников начался менее 150 лет назад. До 1880 г. на просторах империи едва можно было насчитать 50-60 монументов. Но к 1910 году их количество возросло до 750, а в последующие шесть лет появилось еще несколько тысяч.
Большевики отвергали историю, предпочитая строить государство с нуля. Для этого им и потребовалась новая идеологическая платформа, новый язык общения с населением, новые памятники. Что заставило их действовать? Каковы были цели? К кому обращалась новая власть? С каким посланием?
Программа новой власти по установлению памятников отличалась комплексностью и включала в себя не только производство артефактов (в виде скульптур), но и разработку новых ритуалов и риторики (способов описания и «введения в жизнь»). Однако скоро стало очевидно, что влить новое вино в ветхие мехи невозможно.
Неудача программы установки памятников была во многом обусловлена отсутствием адекватных связей между властью, художниками и аудиторией: «старый человеческий материал» оказалось не так просто переделать.
Последняя попытка представить коллективную память как сложный процесс со многими акторами – обсуждение памятника Ленину. Буйная полемика о целесообразности такого обильного присутствия его монументов в России.
Лекция затронет вопросы о потерях и находках на пути формирования современных практик памяти. О посмертной реабилитации плана «памятниковой идеологии» в советской историографии под именем «ленинского плана монументальной пропаганды». И об окончательном принятии властью ответственности за то, что и как нужно увековечивать и как нам надо «правильно помнить».
Читает Кандидат культурологии, доцент кафедры истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ Светлана Еремеева.